Памятник т-34-85 и пз-4

“Курская дуга”: Танк Т-34 против “Тигров” и “Пантер”

И вот пробил час. 5 июля 1943 года началась операция “Цитадель” (кодовое название долго ожидавшегося наступления немецкого вермахта на так называемом Курском выступе). Для советского командования она не стала неожиданностью. Мы хорошо подготовились к встречи противника. Курская битва осталась в истории как сражение до тех пор невиданных по количеству танковых масс.

Немецкое командование этой операцией надеялось вырвать инициативу из рук Красной Армии. Оно бросило в бой около 900 тысяч своих солдат, до 2770 танков и штурмовых орудий. С нашей стороны их ждали 1336 тысяч бойцов, 3444 танка и САУ.

Эта битва стала поистине сражением новой техники, поскольку с той и с другой стороны были применены новые образцы авиационного, артиллерийского, бронетанкового вооружения. Именно тогда Т-34 впервые встретились в бою с немецкими средними танками Pz. V “Пантера”.На южном фасе Курского выступа в составе немецкой группы армий “Юг” наступала 10-я немецкая бригада, насчитывавшая 204 “Пантеры”.

Обратите внимание

В составе одной танковой и четырех моторизованных дивизий СС было 133 “Тигра”.На северном фасе выступа в группе армий “Центр” в составе 21-й танковой бригады имелось 45 “Тигров”.

Немецкие танки перед атакой

Их усиливали 90 самоходных установок “Элефант”, известных у нас под названием “Фердинанд”. В обеих группировках насчитывалось 533 штурмовых орудия.Штурмовыми орудиями в немецкой армии были полностью бронированные машины, по существу безбашенные танки на базе Pz. Ill (позже и на базе Pz. IV).

Их 75-мм орудие, такое же как на танке PZ. IV ранних модификаций, имевшее ограниченный угол горизонтальной наводки, устанавливалось в лобовом листе рубки. Их задача – поддержка пехоты непосредственно в ее боевых порядках. Это было весьма ценная идея, тем более, что штурмовые орудия остались оружием артиллерии, т.е.

ими управляли артиллеристы. В 1942 г. они получили длинноствольную 75-мм танковую пушку и все больше и больше использовались как противотанковое и, скажем прямо, весьма эффективное средство. В последние годы войны именно на них легла вся тяжесть борьбы с танками, хотя они сохранили свои и название, и организацию.

По количеству выпущенных машин (в том числе и на базе PZ. IV) – более 10,5 тысяч – они превосходили самый массовый германский танк – PZ. IV.С нашей стороны около 70 % танков составляли Т-34.

Остальное тяжелые КВ-1, KB-1С, легкие Т-70, некоторое количество танков, полученных по ленд-лизу от союзников (“Шерманы”, “Черчилли”) и новые самоходные артиллерийские установки СУ-76, СУ-122, СУ-152, недавно начавшие поступать на вооружение. Именно двум последним выпала доля отличиться в борьбе с новыми немецкими тяжелыми танками.

Тогда-то они и получили у наших солдат почетное прозвище “зверобои”. Их, впрочем, было очень немного: так, к началу Курской битвы в двух тяжелых самоходных артиллерийских полках насчитывалось всего 24 СУ-152.

12 июля 1943 г. в районе поселка Прохоровка грянуло величайшее танковое сражение Второй мировой войны. В нем участвовало до 1200 танков и самоходных установок с обеих сторон.

К исходу дня немецкая танковая группировка, состоявшая из лучших дивизий вермахта: “Великая Германия”, “Адольф Гитлер”, “Райх”, “Мертвая голова”, были разбиты и отступили. На поле остались догорать 400 машин. Больше на южном фасе враг не наступал.Курская битва (Курская оборонительная: 5-23 июля.

Важно

Орловская наступательная: 12 июля – 18 августа, Белгородско-Харьковская наступательная: 2-23 августа, операции) длилась 50 дней. В ней помимо тяжелых людских потерь враг потерял около 1500 танков и штурмовых орудий. Повернуть ход войны в свою пользу ему не удалось.

Но и наши потери, в частности, в бронетанковой технике были велики. Они составили более 6 тысяч танков и СУ. Новые немецкие танки в бою оказались крепкими орешками, и поэтому “Пантера” заслуживает хотя бы краткого рассказа о себе.

Танки Т-34 в Курской Битве

Конечно, можно говорить о “детский болезнях”, недоделках, слабых местах новой машины, но дело не в этом. Недоработки всегда остаются некоторое время и устраняются в ходе серийного производства. Вспомним, что такое же положение было сначала с нашей тридцатьчетверкой.

Мы уже говорили, что разработать новый средний танк по образцу Т-34 было поручено двум фирмам: “Даймлер-Бенц” (DB) и MAN. В мае 1942 г. они представили свои проекты. “DB” предложила танк даже внешне напоминавший Т-34 и с той же компоновкой: то есть моторно-трансмиссионное отделение и ведущее колесо заднего расположения, башня сдвинута вперед.

Фирма предлагала даже установить дизель-мотор. Отличной от Т-34 была лишь ходовая часть – она состояла из 8 катков (на сторону) большого диаметра, расположенных в шахматном порядке с листовыми рессорами в качестве элемента подвески. Фирма MAN предложила традиционную немецкую компоновку, т.е. двигатель сзади, трансмиссия в передней части корпуса, башня – между ними.

В ходовой части те же 8 больших катков в шахматном порядке, но уже с торсионной подвеской, к тому же двойной. Проект фирмы DB обещал более дешевую машину, более простую в изготовлении и обслуживании, однако при переднем расположении башни установить в ней новую длинноствольную пушку фирмы “Рейнметалл” не представлялось возможным.

А первым требованием к нового танку была установка мощного вооружения – пушки с большой начальной скоростью бронебойного снаряда.И, действительно, специальная танковая длинноствольная пушка KwK42L/70 была шедевром артиллерийского производства.Бронирование корпуса сконструировано в подражание Т-34. Башня имела вращающийся вместе с ней полик.

После выстрела перед открытием затвора полуавтоматической пушки ствол продувался сжатым воздухом. Гильза же падала в специально закрывающийся пенал, где из нее отсасывались пороховые газы.

Танк “Тигр” T-VI в Курской Битве

Таким способом устранялась загазованность боевого отделения. На “Пантере” устанавливался двухпоточный механизм передач и поворота. Гидроприводы облегчали управление танком. Шахматное расположение катков обеспечивало равномерное распределение веса на гусеницы. Катков много и половина из них, к тому же – двойные.

На Курской дуге в бой пошли “Пантеры” модификации Pz. VD с боевой массой 43 т. С августа 1943 г. выпускались танки модификации Pz. VA с улучшенной командирской башенкой, усиленной ходовой частью и увеличенной до 110-мм броней башни. С марта 1944 г. и до конца войны выпускалась модификация Pz. VG.

На ней толщина верхней бортовой брони была увеличена до 50 мм, отсутствовал смотровой лючек механика-водителя в лобовом листе. Благодаря мощной пушке и отличным оптическим приборам (прицел, приборы наблюдения) “Пантера” могла успешно вести бой с танками противника на расстоянии 1500-2000 м. Это был лучший танк гитлеровского вермахта и грозный противник на поле боя.

Часто пишут, что производство “Пантеры” было будто бы весьма трудоемким. Однако проверенные данные говорят, что по затрате человеко-часов на производство одной машины “Пантера” соответствовала в два раза более легкому танку Pz. IV. Всего было выпущено около 6000 “Пантер”.Тяжелый танк Pz.

Совет

VIH – “Тигр” при боевой массе 57 т имел 100-мм лобовую броню и был вооружен 88-мм пушкой длиной ствола 56 калибров. По маневренности он уступал “Пантере”, зато в бою являлся еще более грозным противником.

Танк “Тигр” T-VI в Курской Битве

Т-34-85

В конце августа на танковый завод №112 прибыли нарком танкостроения В. А. Малышев, начальник ГБТУ маршал бронетанковых войск Я. Н. Федоренко и ответственные сотрудники наркомата вооружений. На совещании с руководителями завода Малышев сказал, победа в Курской битве досталась нам дорогой ценой. Неприятельские танки вели огонь по нашим с расстояния 1500

м., наши же 76-мм танковые пушки могли поразить “Тигров”, “Пантер” на дистанции 500-600 м. “Образно выражаясь, – сказал нарком, – противник имеет руки в полтора километра, а мы всего в полкилометра. Нужно немедленно установить в Т-34 более мощную пушку.”

Примерно в это же время аналогичная задача в отношении тяжелых танков КВ была поставлена перед конструкторами ЧКЗ.

Разработка танковых пушек калибра выше 76 мм, как мы уже говорили, началась в 1940 г. В 1942-1943 гг. над этим работали коллективы В. Г. Грабина и Ф. Ф. Петрова.

С июне 1943 г. Петров представил свою пушку Д-5, а Грабин С-53, ведущими конструкторами которой были Т. И. Сергеев и Г. И. Шабаров. Кроме, того для совместных испытаний были представлены пушки того же калибра: С-50 В. Д. Мешанинова, А. М. Волгевского и В. А. Тюрина и ЛБ-1 А. И. Савина. Была отобрана пушка С-53, но завершающих испытаний она не выдержала.

Читайте также:  Танк t-34-3 гайд world of tanks • world of tanks 1.2

В пушке С-53 были использованы конструктивные решения спроектированной еще до войны пушки Ф-30 для будущего тяжелого танка КВ-3. Пушка Д-5 доказала свои преимущества по сравнению с С-53. Но и ее установка в танке требовала больших переделок. А пока ее решено было установить под маркой Д-5С в новой самоходной установке СУ-85, выпуск которой начался на УЗТМ в августе 1943 г.

Рекомендуем к прочтению:  Т-14 армата на красной площади

На заводе №183 разрабатывали новую башню с уширенным погоном диаметром 1600 мм вместо прежних 1420. По первому варианту работы вели конструкторы под руководством В. В. Крылова, по второму – во главе с А. А. Молоштановым и М. А. На6утовским. Группе Молоштанова была предложена новая 85-мм пушка С-53.

Обратите внимание

Однако для ее установки потребовались бы большие изменения в конструкции башни и даже корпуса. Это было признано нецелесообразным.

Летом 1943 г. на гороховецком полигоне под Горьким были испытаны Т-34 с установленной в штатной башне новой пушкой. Результаты были неудовлетворительными. Два человека в башне не могли успешно обслуживать пушку. Значительно уменьшился боекомплект. Для того, чтобы ускорить процесс увязки пушки, по инициативе В. А.

Малышева группа Набутовского в октябре 1943 г. была отправлена в ЦАКБ. Набутовский явился к Малышеву, и тот распорядился организовать филиал Морозовского КБ на артиллерийском заводе при котором работало ЦАКБ Грабина. Совместная работа с Грабиным продолжалась недолго.

Выяснилось, что под пушку С-53 потребуются большая по размерам башня и уширенный погон. Затем Набутовский направился к Ф. Ф. Петрову. Они вместе пришли к выводу, что его пушка нуждается в такой же переделке башни, что и пушка Грабина. На состоявшемся вскоре совещании, с участием наркома вооружения Д. Ф. Устинова, В. Г.

Грабина, Ф. Ф. Петрова, было решено провести сравнительные испытания обеих пушек. По результатам испытаний оба артиллерийских конструкторских бюро создали новую пушку ЗИС-С-53, в которой были устранены недостатки “прародительских” систем.

Пушка была испытана и показала отличные результаты (отметим, что работа по созданию новой пушки заняла всего лишь один месяц). Но башня под эту пушку подготовлена не была. Группа Крылова на заводе №112 сконструировала литую башню с погоном 1600 мм под пушку С-53. Однако группа бронирования, руководимая А.

Окуневым, установила, что в новой башне ограничен угол вертикальной наводки пушки. Нужно было либо изменить конструкцию башни, либо взять другую пушку.

Грабин же, человек честолюбивый и нетерпеливый, решил “натянуть нос” танкистам, опередив их. Для этого он добился того, чтобы завод №112 выделил ему один из серийных танков Т-34, на котором переделали переднюю часть башни и кое-как впихнули туда новую пушку. Не долго думая, Грабин передал Д. Ф. Устинову и В. А.

Малышеву свой проект на утверждение, в соответствии с которым завод №112 должен был начать выпуск опытных образцов модернизированного танка. Однако многие специалисты Научно-танкового комитета (НТК) и Наркомата вооружений законно усомнились в достоинствах “грабинского проекта”. Малышев срочно приказал Набутовскому с группой вылететь на завод №112 и разобраться в этом деле.

И вот Набутовский на специальном совещании в присутствии Д. Ф. Устинова, Я. Н. Федоренко и В. Г. Грабина подвергают идею последнего уничтожающей критике. “Конечно, – замечает он, -было бы весьма заманчиво поместить новую пушку в танк без существенных переделок.

Важно

Решение это простое, но абсолютно неприемлемое по той причине, что при такой установке пушки крепление ее окажется слабым, возникнет большой неуравновешенный момент. Кроме того, это создает тесноту в боевом отделении и существенно усложнит работу экипажа. Более того, при попадании снарядов в лобовую броню, пушка вывалится”.

Набутовский заявил даже, что, приняв этот проект, мы подведем армию. Наступившие молчание нарушил Грабин. “Я – не танкист, – сказал он, – и не могу учесть всего. А для осуществления вашего проекта потребуется много времени, снижение производства”. Устинов спросил, сколько времени надо, чтобы представить проект КБ завода №183 на утверждение данного совещания.

Набутовский попросил неделю, директор завода №112 К. Э. Рубинчик любезно предоставил ему все свое КБ. Устинов же назначил следующую встречу через три дня. На помощь прибыл А. А. Молоштанов и после трех дней круглосуточной работы техническая документация была готова.

В декабре сормовичи послали два танка с новыми башнями на московский артиллерийский завод, где в них и установили пушки ЗИС-С-53. И после успешных испытаний 15 декабря ГКО принял на вооружение модернизированный танк Т-34-85. Однако дальнейшие испытания выявили ряд недоработок в конструкции пушки.

А время не ждало. Командование Красной Армии планировало на следующий год грандиозные наступательные операции, и новые, лучше вооруженные танки должны были играть в них важную роль.

И на артиллерийском заводе №92 в Горьком вновь собирается совещание, в котором участвуют Д. Ф. Устинов, В. А. Малышев, В. Л. Ванников, Я. Н. Федоренко, Ф. Ф. Петров, В. Г. Грабин и др.

Решили пока ставить на танки пушку Д-5Т (танков с этой пушкой в конце 1943 – начале 1944 гг. было выпущено до 500 единиц) и одновременно доработать пушку ЗИС-С-53.

Так, наконец, новая пушка ЗИС-С-53 была доведена “до ума”.

Первые танки с 85-мм пушкой еще до конца года стал выпускать завод №112. В январе 1944 г. со всей документацией Молоштанов и Набутовский прибыли на завод №183. В марте 1944 г. там начался серийный выпуск Т-34-85. Затем их стал собирать и завод №174 (в 1944 г.

“тридцатьчетверку” выпускали эти три завода, так как СТЗ после освобождения Сталинграда не вернулся к производству танков, УЗТМ выпускал только СУ на базе Т-34, а ЧКЗ полностью сосредоточил свои усилия на выпуске тяжелых танков ИС-2 и СУ на их базе – ИСУ-152 и ИСУ-122).

Совет

Наблюдались некоторые различия по заводам: на некоторых машинах применялись штампованные катки или литые с развитым оребрением, но уже с обрезинкой (“напряженка” с резиной, благодаря поставкам из США уменьшилась).

Башни несколько отличались формой, числом и местом размещения на их крышах бронеколпаков вентиляторов, поручнями и т.д.

Танки с пушкой Д-5Т отличались от машин с пушкой ЗИС-С-53 прежде всего маской пушки: у первых она была уже. Вместо прицела ТШ-15 (телескопический, шарнирный) на Т-34 с пушкой Д-5Т стоял прицел ТШ-16. Танки с пушкой ЗИС-С-53 имели электропривод поворота башни с управлением как от командира танка, так и от наводчика.

Получив новую 85-мм пушку, Т-34 мог успешно бороться с новыми немецкими танками. К ней помимо осколочно-фугасного и бронебойного был разработан и подкалиберный снаряд. Но, как отметил Ю. Е. Максарев: “В дальнейшем Т-34 уже не мог напрямую, дуэльно поражать новые немецкие танки”.

Это прежде всего и вызвало появление наших СУ-100 и ИСУ-122. А тридцатьчетверкам в бою помогала маневренность и скорость, превосходство в которых они сохранили.

Несмотря на то, что по сравнению с первым образцом, масса Т-34-85 выросла почти на 6 т эти его характеристики практически не изменились.

В 1944 г. на базе Т-34-85 было выпущено несколько сотен огнеметных танков ОТ-34-85. На них вместо пулемета в лобовой части корпуса помещался поршневой огнемет АТО-42 (автоматический танковый огнемет обр. 1942 г.). Он являлся улучшенным вариантом огнемета АТО-41, которым оснащались огнеметные танки на базе Т-34-76, КВ-1 (КВ-8) и KB-1С (КВ-8С).

Рекомендуем к прочтению:  Type 4 Chi-To

Отличие нового огнемета от предыдущего – в конструкции отдельных узлов и большем количестве баллонов со сжатым воздухом. Дальность огнеметания смесью из 60% мазута и 40% керосина увеличилась до 70 м., а специальной огнесмесью – до 100-130 м. Повысилась и скорострельность – 24-30 огневыстрелов в минуту. Возросла до 200 л емкость баков для огнесмеси.

Обратите внимание

Сохранение на огнеметном танке основного вооружения 85-мм пушки было немалым достижением, т.к. на большинстве огнеметных танков тех времен, как наших, так и иностранных это не удавалось.

Читайте также:  Танк amx 50 100 гайд world of tanks • world of tanks 1.2

ОТ-34-85 внешне был неотличим от линейных танков, что очень важно, так как для применения огнемета он должен был подойти близко к цели и не быть “узнанным” противником.

Производство танка Т-34 прекратилось в 1946 г. (смотри ниже данные выпуска танков по годам). Продолжалось лишь до 1948 г. производство самоходных установок СУ-100 на базе Т-34.

____________________________________________________________________________________

Источник: https://kramscalemodels.vavik96.com/history/kurskaya-duga-tank-t-34-protiv-tigrov-i-panter.html

Танк Т-34-85 (Тула)

?myauu (myauu) wrote,
2014-04-05 21:50:00myauu
myauu
2014-04-05 21:50:00Category:Памятник танку Т-34-85 установлен в Туле на проспекте Ленина у Тульского Государственного Педагогического Университета в Могилёвском сквере.

Проехать к памятнику можно на городском общественном транспорте, более десяти маршрутов которого проходят в непосредственной близости (остановка «Педагогический университет»).Рядом расположена бесплатная парковка.Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.

Дата съёмки — 22 марта 2014 года. 01.

В этом районе в ноябре-декабре 1941 г. 32-ая танковая бригада проявила героизм при разгроме немецко-фашистских войск.Установлен в ноябре 1966 года.02.

Это, кстати, дважды третий снятый мной памятник.

Третий установленный в память о 32-ой танковой блигаде (первый — ИС-2 в Щёкино, второй — ИС-3 на Косой горе)

И третий же установленный в Туле в ноябре 1966 года (первый — пушка ЗИС-2, второй — зенитка 52К)

UPD. Нашел четвёртый «ноябрьский» памятник — Гаубица М-30.

Младший осматривает танк.03.

T-34-85 — советский средний танк периода Великой Отечественной войны. Принят на вооружение РККА Постановлением ГКО № 5020 сс, от 23 января 1944 г.Является завершающей модификацией танка Т-34, образца 1943 г. Новая, просторная, трёхместная орудийная башня разработана с использованием конструктивно-технологических решений, реализованных в опытном танке Т-43. Установка более мощной 85-мм пушки, в сочетании с рядом конструктивных доработок, значительно повысили боевую эффективность танка Т-34-85, по сравнению с предшественником Т-34-76.

(wikipedia)

04.

На первых серийных машинах устанавливалась 85-мм пушка Д-5Т, которую впоследствии заменили пушкой ЗИС-С-53 того же калибра.

Ее бронебойный снаряд массой 9,2 кг с расстояния 500 и 1000 метров пробивал соответственно 111-мм и 102-мм броню, а подкалиберный снаряд с расстояния 500 метров пробивал броню толщиной 138-мм.

(Толщина брони «Пантеры» равнялась 80 — 110-мм, а «Тигра» — 100-мм.)

(здесь и далее использованы материалы pro-tank.ru)

05.

На крыше башни была установлена неподвижная командирская башенка со смотровыми приборами. На всех машинах устанавливались радиостанция 9РС, прицел ТШ-16, средства постановки дымовых завес.

Хотя вследствие установки более мощной пушки и усиления броневой защиты вес танка несколько увеличился, благодаря мощному дизельному двигателю подвижность танка не снизилась.

Танк широко использовался во всех сражениях завершающего этапа войны.06.

Вокруг памятника всегда много людей, гуляют дети, проходят студенты.Номер на танке не постоянный, раньше был 071, 241 и другие.07.

Танк расположен в Могилёвском сквере. Вокруг него, на почтительном расстоянии, иногда проводятся «белорусские» ярмарки.У танка нет некоторых деталей. Например, курсового пулемёта, нескольких болтов на задних бронелистах, крышки ящика на левом крыле.08.

Но, в целом, состояние танка производит очень положительное впечатление.09.

Важно

На задней стенке литой башни явно различимы символы «1504 Т3», которые отпечатаны на ней с рождения.10.

Маска пушки, сварные швы лобовых листов.11.

У большинства танков внешние баки не соединены с топливной системой двигателя и являются возимым запасом.Основные баки, расположенные в заброневом пространстве, пополняются из внешних на стоянках.12.

Корма корпуса состоит из верхнего кормового листа, нижнего кормового листа и двух картеров бортовых передач. К нижнему кормовому листу приварено два крюка для буксировки танка. Крюки снабжены защелками. Нижний кормовой лист нижней кромкой приварен к днищу, боковыми кромками — к бортовым листам и картерам бортовых передач.

К верхней кромке нижнего кормового листа с внутренней его стороны приварен угольник, к которому крепится верхней кормовой лист.Верхний кормовой лист откидывается на двух петлях и крепится болтами к угольникам бортовых и нижнего кормового листов брони. В средней части листа сделан круглый люк, закрываемый броневой крышкой.

Люк служит для доступа к агрегатам установленным в трансмиссионном отделении. Крышка люка крепится к кормовому листу при помощи петли и болтов. При вывинченных болтах крышка может быть откинута на петле.По обе стороны люка расположено два отверстия через которые проходят выхлопные трубы. Снаружи эти отверстия защищены броневыми колпаками, крепящимися болтами.

Выше люка к кормовому листу приварено две трубки, через которые проходят электропровода к запалам танковых дымовых приборов (ТДП).

(из руководства по материальной части танка Т-34)

13.

Ходовая часть танка состояла из пяти обрезиненных опорных катков на борт, ведущего колеса заднего расположения с гребневым зацеплением и направляющего колеса с натяжным механизмом.

Опорные катки подвешивались индивидуально на цилиндрических спиральных рессорах.

В состав трансмиссии входили: многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы и бортовые передачи.14.

Продольный вид на гусеничный движитель.15.

Совет

Любопытно, что ведущее колесо выполнено гладким, без зубцов.Зубцы есть на гусенице, а сцепляются они со специальными элементами между дисками сдвоенного ведущего колеса.16.

Направляющее колесо (ленивец).На обрезиненном опорном катке можно различить загадочную надпись — «830-150».17.

Ссылки:

Wikimapia

Панорама на Yandex
KMZ-файлКоординаты: 54° 9’24.52″С

37°35’10.94″В

Источник: https://myauu.livejournal.com/47306.html

Танк Т-34-85 (Ростов-на-Дону)

?Categories:Оригинал взят у myauu в Танк Т-34-85 (Ростов-на-Дону)Памятник установлен на Гвардейской площади в городе Ростов-на-Дону.

Проехать к памятнику можно на городском общественном транспорте (остановка «Гвардейская площадь», Ленинский район города).Рядом расположена бесплатная парковка.Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.

Состояние памятника — хорошее.Дата съёмки — 16 марта 2016 года. 01.

02. Памятник войнам-танкистам 34-й Гвардейской стрелковой дивизии и 6-й отдельной танковой бригады,освобождавшим Ростов-на-Донув феврале 1943 года.Сооружен по проекту архитекторовГригорьева Г.А. и Нересьянца Н.Н.

03. Войска Южного фронта 7 февраля перешли в наступление с целью овладения городами Батайск и Ростов-на-Дону. К утру 8 февраля был освобождён Батайск, а соединения 28-й советской армии вышли на левый берег Дона. Планируя окружить немецкие войска в районе Ростова-на-Дону, советское командование выдвинуло в обход города с северо-востока 2-ю гвардейскую и 51-ю армии, а с юго-запада — 44-ю армию и конно-механизированную группу. Немецким войскам удалось избежать окружения и отойти на заранее укреплённую позицию на линии р. Миус. 13 февраля советские войска вошли в Ростов.

04. С этой стороны монумента раньше была надпись большими буквами:»ГЕРОЯМ ГВАРДЕЙЦАМ — ОСВОБОДИТЕЛЯМ РОСТОВА»

Она хорошо видна на панораме на Yandex

05. Это Т-34-85. Они выпускались с 1944 года, соответственно, этот экземпляр не мог принимать участия в вышеописанных событиях.

06. Танки, принимавшие участие в освобождении Ростова в 1943 году, с высокой вероятностью погибли в последующих сражениях или были разобраны на металл после войны.

07. На постаменте стоит танк выпущенный заводом №174 (Омск).Впереди-внизу виден железнодорожный вокзал.

08. Башня литая, диски основных катков сплошные.

09. Танк стоит очень удобно для желающих его потрогать.Подняться на постамент и прикоснуться к Истории может даже ребёнок.

10. Монумент должен был хорошо смотреться после постройки.Но сейчас вид портят уродливые новодельные дома с голубыми окнами.

11. Пулемётная установка закрыта заглушкой. Ствол пушки забит.

12. Ходовая часть очень похожа на Тульскую.

13. Противооткатный упор.

14. Моторно-трансмиссионное отделение открыто.

15. С окраской особо не заморачивались. Не то что в Иркутске или Калининграде.

16. Гвардейская площадь.

Ссылки:

Wikimapia

Панорама на Yandex
KMZ-файлКоординаты: 47°13’25.97″С 39°41’40.25″В

    Другие Т-34:
  • Тула,
  • Людиново,
  • Калининград,
  • Иркутск.
Рекомендуем к прочтению:  Как моды помогают в игре?

Источник: https://techmonuments.livejournal.com/386330.html

Оценка танков Т-34-85 по итогам операции «Багратион»

birserg_1977Из крайней книги А. Исаева.

Читайте также:  Танк chi-to гайд world of tanks • world of tanks 1.2

Поскольку в ходе Бобруйской операции 1-го Белорусского фронта достаточно широко применялись новые танки Т-34-85, более 400 единиц, будет полезно сказать несколько слов об оценке этих машин по итогам боев.

Танки Т-34-85 2-го Гвардейского Тацинского танкового корпуса.
В отчете управления командующего БТ и МВ 1-го БФ указывалось, что выход из строя танков Т-34-85 по техническим причинам был невелик.

Более того, отмечалось, что «одним из самых надежных агрегатов танка Т-34 оказался двигатель, снабженный воздухоочистителями «Мультициклон» Несмотря на то что при пробеге до 1000 км обслуживание двигателей проводилось ненормально, а марши в ходе преследования противника были напряженными, двигатели танков Т-34-85 работали безотказно. В этом отношении ситуация с 1941 г.

изменилась радикально. Также высоко оценивалась надежность бортовых фрикционов и бортовых передач,. Напротив, главный фрикцион назван «одним из самых ненадежных агрегатов». КПП работала вполне надежно и в пределах гарантийного срока, отмечалось выкашивание зубьев шерстен после 1000-1200 км пробега.

Невысоко оценивалась гусеничная лента, причем в качестве одной из главных причин ее износа указывалось гребневое зацепление, унаследованное от танков БТ. Неудивительно, что после войны предпочитали цевочное зацепление гусеницы.

Sturmgeschutz IV
Однако при общей высокой оценке надежности танка, его защищенность оценивалась невысоко: «Против применяемых противником противотанковых средств бронезащита танков Т-34-85 неудовлетворительна – свыше 90 % попаданий в танки дали пробоины либо проломы брони».

Также в отчете управления БТ и МВ 1-го БФ указывалось, что 50 % попаданий в Т-34-85 приходятся на башню. О причинах этого был сделан следующий вывод: «Башни танков Т-34-85 и особенно башня КВ-122 очень велик в сравнении с корпусом танка.

С лобовой части поражаемая поверхность башни Т-34-85 почти равна поражаемой поверхности корпуса».

Любопытно отметить, что из 11 сгоревших танков Т-34-85 в районе Титовки (9-й ТК) четыре машины были подбиты 88-мм снарядами с расстояния 1500-2000 метров. Поражение было идентифицировано советскими специалистами как нанесенное танком «Тигр», но достоверно известно, что «Тигров» на этом направлении у немцев не было.

Обратите внимание

Вероятно, прорывающиеся из «котла» немецкие части использовали с дальних дистанций 88-мм противотанковые пушки ПАК-4. Остальные Т-34-85 под Титовкой были поражены 75-мм бронебойными снарядами с разных дистанций, очевидно, пушками штурмовых орудий и танков Pz. IV.

Ни одна из безвозвратно потерянных под Титовкой машин не была поражена «фаустпатроном».

Противотанковое орудие PAK-43
По итогам боевого применения танков Т-34-85 9-гоТК также отмечалось: «Довольно часты случаи, когда попадание бронебойных 75-мм и 88-мм снарядов как в нишу башни, так и в лобовую часть башни вызывало взрыв снарядов, помещенных в башне танка Т-34-85». Соответственно рекомендовали убрать боекомплект из башни танка. Это просьба танкостроителями удовлетворена не была.

В целом можно констатировать, что танки Т-34-85 показали себя достаточно надежными машинами, пригодными для широкомасштабных наступательных операций. Именно такие танки были нужны для новых наступлений и прорывов.

Была решена проблема «длинной руки», способной поражать немецкие танки на дальних дистанциях, но пределы модернизации «тридцатьчетверки» были уже практически исчерпаны. Радикального улучшения защищенности танка не предвиделось. Защитой становилась грамотная тактика. (А.

Исаев. Операция «Багратион». Москва. 2014, с. 413-415)

Источник: https://birserg-1977.livejournal.com/22666.html

Средний танк Т-34-85

Попытки перевооружения T-34 предпринимались начиная с 1942 года, по мере завершения текущей модернизации и устранения недостатков Т-34.

Здесь, в первую очередь, следует упомянуть проект среднего танка Т-43, создававшийся с учетом предъявляемых к Т-34 требований — совершенствования подвески и увеличения объема боевого отделения, а также усиления его бронезащиты. Причем активно использовался конструкторский задел по довоенному танку T-34M.

Новая боевая машина на 78,5% была унифицирована с серийной «тридцатьчетверкой». Форма корпуса Т-43 в основном осталась прежней, так же как и двигатель, трансмиссия, элементы ходовой части, пушка. Вопреки периодически появляющимся в печати заявлениям, основное отличие заключалось в усилении бронирования лобовых, бортовых и кормовых листов корпуса до 75 мм, башни — до 90 мм.

В конце августа на заводе № 112 состоялось совещание, на которое прибыли нарком танковой промышленности В.А.Малышев, командующий бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии Я.Н.Федоренко и ответственные сотрудники Наркомата вооружений. В своем выступлении В.А.

Малышев отметил, что победа в Курской битве досталась Красной Армии дорогой ценой. Вражеские танки вели огонь по нашим с дистанции до 1500 м, наши же 76-мм танковые пушки могли поразить «тигров» и «пантер» лишь с дистанции 500-600 м. «Образно выражаясь, — сказал нарком,- противник имеет руки в полтора километра, а мы всего в полкилометра.

Нужно немедленно установить в Т-34 более мощную пушку».

На самом же деле ситуация была значительно хуже, чем ее обрисовал В.А.Малышев, хотя попытки исправить положение предпринимались с начала 1943 года.

Еще 15 апреля ГКО, в ответ на появление на советско-германском фронте новых немецких танков, издал постановление № 3187сс «О мероприятиях по усилению противотанковой обороны», которым обязал ГАУ подвергнуть полигонным испытаниям противотанковые и танковые пушки, находившиеся в серийном производстве, и в 10-дневный срок представить свое заключение. В соответствии с этим документом заместитель командующего БТ и MB генерал-лейтенант танковых войск В.М.Коробков приказал задействовать в ходе этих испытаний, проходивших с 25 по 30 апреля 1943 года на НИИБТ Полигоне в Кубинке, трофейный «Тигр». Результаты испытаний оказались малоутешительными. Так, 76-мм бронебойно-трассирующий снаряд пушки Ф-34 не пробил бортовую броню немецкого танка даже с дистанции 200 м! Наиболее же эффективным средством борьбы с новой тяжелой машиной противника оказалась 85-мм зенитная пушка 52К образца 1939 года, которая с дистанции до 1000 м пробивала его 100-мм лобовую броню.

Важно

5 мая 1943 года ГКО принял постановление № 3289сс «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок». В нем перед НКТП и НКВ были поставлены конкретные задачи по созданию танковых пушек с зенитной баллистикой.

Еще в январе 1943 года к разработке такой пушки приступило КБ завода № 9, руководимое Ф.Ф.Петровым. К 27 мая 1943 года были выпущены рабочие чертежи пушки Д-5Т-85, спроектированной по типу немецких танкосамоходных пушек и отличавшейся малым весом и небольшой длиной отката.

В июне первые Д-5Т изготовили в металле. Примерно в это же время были готовы опытные образцы других 85-мм танковых орудий: ЦАКБ (главный конструктор В.Г.Грабин) представило пушки С-53 (ведущие конструкторы Т.И.Сергеев и Г.И.

Шабаров) и С-50 (ведущие конструкторы В.Д.Мешанинов, А.М.Волгевский и В.А.Тюрин), а артиллерийский завод № 92 — пушку ЛБ-1 А.И.Савина.

Таким образом, к середине 1943 года к испытаниям были готовы четыре варианта 85-мм пушки, предназначавшиеся для вооружения среднего танка. Но вот какого?

Т-43 отпал достаточно быстро — эта машина даже с 76-мм пушкой весила более 34 тонн. Установка более мощного, а значит, и более тяжелого орудия повлекла бы за собой дальнейшее увеличение массы, со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.

Кроме того, переход заводов на выпуск нового танка, хоть и имевшего много общего с Т-34, неизбежно вызвал бы снижение объемов производства. Этого допустить было нельзя ни в коем случае. В результате, серийный выпуск Т-43 так и не начался.

В 1944 году в опытном порядке на него все-таки установили 85-мм пушку, на этом все и закончилось.

Совет

Тем временем пушка Д-5Т была вполне удачно скомпонована в перспективном тяжелом танке ИС. Для установки же Д-5Т в средний танк Т-34 требовалось увеличить диаметр башенного погона и установить новую башню. Над этой проблемой трудились КБ завода «Красное Сормово» во главе с В.В.

Крыловым и башенная группа завода № 183, руководимая А.А.Молоштановым и М.А.Набутовским. В результате появились две очень похожие друг на друга литые башни с диаметром погона в свету 1600 мм.

Обе они напоминали (но не копировали!) башню опытного танка Т-43, взятую за основу при проектировании.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Танки Мира - бронетехника World of Tanks
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: