Т-72 и т-90

Танк Т-72 — Танк Т-90

Танк Т-90 («объект 188»)

Основным недостатком танка Т-72БМ по сравнению с другими машинами советского и зарубежного производства тех лет было отсутствие автоматизированной системы управления огнем (СУО ). В связи с этим было принято решение провести глубокую модернизацию танка.

Эта работа проходила в рамках темы «Совершенствование Т-72Б», заданной постановлением Совмина СССР от 19 июня 1986 года. Первоначально проектирование проходило под руководством В.Н.

Бенедиктова, а после его ухода на пенсию в 1987 году — под руководством нового главного конструктора В.И. Поткина.

Обратите внимание

При разработке новой машины, получившей обозначение «объект 188», основной упор сделали на повышение боевой эффективности с целью довести ее до уровня танка Т-80У. У последнего заимствовали комплекс управления оружием 1А45 «Иртыш», который после доработки для взаимодействия с автоматом заряжания нижнетагильской конструкции, получил обозначение 1А45Т.

В январе 1989 года четыре опытных образца «объекта 188» были представлены на государственные испытания, в ходе которых машину полтора года обкатывали в Московской, Кемеровской и Джамбульской областях, а также на полигоне Уралвагонзавода.

Танк испытывался в предельных режимах, прошел 14 тысяч км, то есть полный межремонтный цикл до капремонта практически без поломок и отказов. 27 марта 1991 года совместным решением министерств обороны и оборонной промышленности танк был рекомендован к принятию на вооружение под индексом Т-72БУ.

Он так и значился в документах «танк Т-72Б усовершенствованный». Однако принять его на вооружение Советской Армии не успели: перестали существовать и Советский Союз, и Советская Армия.

Тем временем, учитывая опыт операции «Буря в пустыне», в УКБТМ решили повысить защищенность танка за счет установки комплекса оптико-электронного подавления ТШУ-1 «Штора». В итоге вновь начались испытания.

Тем не менее, 30 сентября 1992 года заводские цеха покинул первый «объект 188» установочной партии, а 5 октября 1992 года постановлением Правительства Российской Федерации танк был принят на вооружение Российской Армии под индексом Т-90.

Спустя месяц началось его серийное производство.

Танк Т-90С

Показательные заезды танка Т-90С на выставке в Омске.

Корпус танка Т-90 по конструкции идентичен корпусу Т-72 Б. Он сварной, со штампованным днищем. Верхняя лобовая деталь — многослойная, со встроенной динамической защитой. Башня — литая, в лобовой части на курсовых углах до 35° влево и вправо от продольной оси танка имеет комбинированную броню. Лобовая часть и крыша башни также прикрыты динамической зашитой.

В ее лобовой части смонтированы семь блоков и один контейнер КДЗ, еще 20 блоков установлены на крыше башни. Прямоугольные стальные экраны с элементами встроенной динамической защиты устанавливаются и на бортовые резинотканевые экраны. Встроенная динамическая защита обеспечивает значительное повышение противо-снарядной стойкости танка.

Важно

Она прикрывает более 50% наружной поверхности лобовых деталей, бортов и крыши корпуса и башни и обеспечивает снижение бронепробиваемости кумулятивных боеприпасов на 50-60%, а бронебойно-подкалиберных снарядов на 20%.

С целью противорадиационной зашиты членов экипажа корпус и башня машины в районах их рабочих мест прикрыты подбоем из водородосодержащего полимера с добавками лития, бора и свинца. Место механика-водителя дополнительно прикрыто надбоем из того же материала.

Основным вооружением танка является 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-4. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ (или ПКТМ ). На командирской башенке смонтирована защитно-пулеметная установка с дистанционным электромеханическим управлением. В ней применен 12,7-мм пулемет НСВТ-12,7 или 6П49 КОРД.

Боекомплект танка Т-90 состоит из 42 артвыстрелов, 2000 патронов к спаренному и 300 патронов к зенитному пулеметам.

Установленный на Т-90 комплекс управления огнем 1А45Т «Иртыш» обеспечивает наводчику ведение эффективного прицельного огня днем и ночью с места и в движении из пушки и спаренного пулемета, а совместно с аппаратурой комплекса управляемого вооружения — стрельбу управляемыми пакетами.

На фото Т-90С

На экспортном варианте Т-90 нет прожекторов ОТШУ Штора, вместо них установлены дополнительные блоки встроенной динамической защиты.

В состав комплекса 1А45Т входят: автоматизированная система управления огнем 1А42;ночной прицельный комплекс Т01-К01 с ночным прицелом ТПН 4-49 «Буран ПА» или тепловизионный комплекс Т01-П02Т «Агава-2»; прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С.

В свою очередь автоматизированная СУО 1А42 включает в себя стабилизатор вооружения 2Э42-4 «Жасмин» и информационно-вычислительный дневной прицельный комплекс 1А43, состоящий из лазерного прицела-дальномера, прибора наведения 1Г46, баллистического вычислителя 1В528-1, блока переключателей и комплекта автоматических датчиков условий стрельбы (крена оси цапф пушки, ветра, скорости танка и курсового угла относительно цели). Прицельный комплекс автоматически учитывает и вводит поправки на изменение дальности до цели, углы прицеливания и боковые упреждения, на боковую составляющую скорости ветра, угол крена оси цапф пушки, температуры заряда и воздуха, износ канала ствола и тип снаряда.

На танке Т-90 установили комплекс управляемого вооружения (КУВ) 9К119 «Рефлекс», аналогичный применяемому на танке Т-80У. КУВ «Рефлекс» имеет полуавтоматическую систему управления с телеориентированием ракеты в лазерном луче.

Комплекс 9К119 обеспечивает стрельбу по неподвижным и движущимся со скоростями до 70 км/ч целям на дальностях 100-5000 м при скорости танка до 30 км/ч.

Это выгодно отличает его от КУВ 9К120, установленного на танке Т-72Б, который мог вести стрельбу ракетами только с места и с коротких остановок.

Совет

Выстрел ЗУБК20 комплекса «Рефлекс» состоит из управляемой ракеты 9М119М и метательного устройства. Ракета 9М119М состоит из отсека управления, маршевого двигателя, боевой части, хвостового отсека и поддона.

Аппаратура, размещенная в отсеке управления, преобразует электрические сигналы, поступающие с приемника измерительной системы координат, связанной с танком, в исполнительную и преобразование этих сигналов в механическое перемещение рулей.

Рули раскрываются автоматически после вылета ракеты из ствола пушки.

Российский танк

Танк Т-90 на Красной площади, 9 мая 2008 года.

На танке Т-90 установлен комплекс оптико-электронного подавления ТШУ-1-7 «Штора-1». Этот комплекс в 3-4 раза снижает вероятность прицельного попадания в танк ПТУР с полуавтоматической системой наведения, а также создает помехи системам управления оружием противника с лазерным целеуказанием и лазерным дальномером.

Комплекс состоит из станции оптико-электронного подавления (СОЭП), системы постановки завес (СПЗ) и системы управления. СОЭП состоит из двух осветителей ОТШУ-1-7, установленных в передней части башни и излучающих закодированный ИК-сигнал, препятствующий точному наведению ПТУР противника.

СПЗ регистрирует облучение танка лазером противника, определяет направление на источник облучения, выбирает один из двенадцати гранатометов, установленных на башне для постановки аэрозольных завес, выдает электрический сигнал, пропорциональный углу, на который необходимо довернуть башню с гранатометами, и вырабатывает команду на отстрел гранаты, образующей аэрозольную завесу на удалении 55 м от танка. Таким образом обеспечивается защита от противотанковых боеприпасов противника с лазерным наведением. В СПЗ применены пусковые установки системы 902В «Туча», из которых возможен отстрел не только аэрозолеобразующих гранат ЗД17, но и дымовых гранат ЗД6.

Как и Т-72Б, танк Т-90 оборудован системой защиты от напалма «Сода», системой ППО ЗЭЦ13-1 «Иней», встроенным оборудованием самоокапывания и т.д. На Т-90 установлен 12-цилиндровый многотопливный V-образный дизель жидкостного охлаждения В-84МС мощностью 840 л.с. при 2000 об/мин.

На танках последних выпусков устанавливается двигатель В-92С2 мощностью 1000 л.с. при 2000 об/мин. Этот двигатель, созданный ОАО «Челябинский тракторный завод», на 74,6% унифицирован с двигателями В-46-6 и В-84МС. Силовая передача и ходовая часть остались почти неизменными по сравнению с Т-72Б.

Опорные катки Т-90 на 10 мм шире, чем у его предшественника. Движение танка ночью обеспечивается установкой ночного прибора механика-води-теля ТВН-5. На танке установлены УКВ-радиостанция Р-163-50У и УКВ-радиостанция Р-163-УП.

Внутреннюю связь между членами экипажа и связь с десантом обеспечивает аппаратура внутренней связи и коммутации Р-174.

Обратите внимание

На основании поручения Государственной военно-промышленной комиссии СССР от 4 апреля 1991 года в КБ «Уралвагонзавода» приступили к проектированию командирского варианта танка Т-90, получившего в опытной разработке наименование «объект 188К».

Этот танк был оснащен дополнительной радиостанцией Р-163-50К, танковой навигационной аппаратурой ТНА-4-3 и автономным агрегатом питания АБ-1-П28.

После завершения испытаний на основании приказа министра обороны от 3 июня 1994 года «объект 188К» был принят на вооружение Российской Армии под индексом Т-90К.

Тактико-технические характеристики

Марка танка Т-72
Год принятия на вооружение 1973
Боевая масса, т 41
Экипаж, чел. 3
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед 9530
длина корпуса 6860
ширина 3460
высота по крыше башни 2190
клиренс 470
Бронирование, мм:
лоб корпуса 550
лоб башни 410
Мощность двигателя, л.с. 780
Макс, скорость движения по шоссе, км/ч 60
Запас хода по шоссе, км 700
Удельная мощность л.с./т 19
Удельное давление, кгс/см2 0,83
Преодолеваемые препятствия:
макс, угол подъема, град. 30
ширина рва, м 2,6-2,8
высота стенки, м 0,85
глубина брода (с ОПВТ), м 1,2(5)
Марка танка Т-72А
Год принятия на вооружение 1979
Боевая масса, т 41,5
Экипаж, чел. 3
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед 9530
длина корпуса 6860
ширина 3590
высота по крыше башни 2190
клиренс 470
Бронирование, мм:
лоб корпуса 580
лоб башни 530
Мощность двигателя, л.с. 780
Макс, скорость движения по шоссе, км/ч 60
Запас хода по шоссе, км 700
Удельная мощность л.с./т 19
Удельное давление, кгс/см2 0,83
Преодолеваемые препятствия:
макс, угол подъема, град. 30
ширина рва, м 2,6-2,8
высота стенки, м 0,85
глубина брода (с ОПВТ), м 1,2(5)
Марка танка Т-72Б
Год принятия на вооружение 1984
Боевая масса, т 44,5
Экипаж, чел. 3
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед 9530
длина корпуса 6860
ширина 3580
высота по крыше башни 2230
клиренс 490
Бронирование, мм:
лоб корпуса
лоб башни
Мощность двигателя, л.с. 840
Макс, скорость движения по шоссе, км/ч 60
Запас хода по шоссе, км 700
Удельная мощность л.с./т 18,9
Удельное давление, кгс/см2 0,87
Преодолеваемые препятствия:
макс, угол подъема, град. 30
ширина рва, м 2,6-2,8
высота стенки, м 0,85
глубина брода (с ОПВТ), м 1,2(5)
Марка танка Т-90
Год принятия на вооружение 1992
Боевая масса, т 46,5
Экипаж, чел. 3
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед 9530
длина корпуса 6860
ширина 3780
высота по крыше башни 2228
клиренс 467
Бронирование, мм:
лоб корпуса
лоб башни
Мощность двигателя, л.с. 1000
Макс, скорость движения по шоссе, км/ч 65
Запас хода по шоссе, км 550
Удельная мощность л.с./т 21,5
Удельное давление, кгс/см2 0,94
Преодолеваемые препятствия:
макс, угол подъема, град. 30
ширина рва, м 2,6-2,8
высота стенки, м 0,85
глубина брода (с ОПВТ), м 1,2(5)
Читайте также:  Танк wz-121 гайд world of tanks • world of tanks 1.2

Источник: http://pro-tank.ru/brone-russia/316-tan?start=6

Т-72 и «Абрамс»: сравнение

Что лучше: Т-72 или «Абрамс»? Давайте попробуем разобраться, не ввязываясь в бесконечным танкосрач. Итак, Т-72 и «Абрамс»: сравнение.

Т-72 «Урал»

На вооружении танковых войск России имеете три основных танка – Т-72, Т-80 и Т-90 (плюс различные модификации). Последних не такой большой процент, поэтому рассмотрим 72-е.

Всего на вооружении чуть более трёх тысяч танков и ещё десять тысяч на хранении. Из трёх тысяч: 350 единиц – Т-90, 450 – Т-80 и остальное – Т-72, чуть более двух тысяч.

Хотя это и не важно, ведь рассматривать мы будем «один на один».

В целом считается устаревшим даже российскими специалистами. Одной из целей модернизации танковых войск называют повышении доли в общей массе танков Т-90.

На вооружение был окончательно принят в 73-м году. Выпускался в Челябинске, на знаменитом тракторном заводе и Нижнем Тагиле, на не менее известном «Уралвагонзаводе». В настоящее время уже снят с производства. Всего выпустили около 30 тысяч танков, которые и до сих пор стоят на вооружении более чем 50 государств и государственных образований.

Вот ключевые ТТХ:

Как видим, есть и сильные стороны (запас хода, например), так и слабые – максимальная скорость всего 60 км/ч.

M1 Abrams

Он моложе своего соперника на несколько лет – серийно начал выпускаться в 1981 году. На сегодняшний день является основным танком армии США и нескольких других государств.

Поучаствовал во всех последних вооружённых конфликтах – две войны в Ираке, гражданские войны в Египте и Ливии, Афганистан.

Примечательно, что все потерянные американцами в первой иракской войне (1991) танки были подбиты не танками, а ручными гранатомётами или минами.

Важно

В той войне «Абрамсы» лицом к лицу столкнулись с стоящими на вооружении Ирака Т-72.

И всегда выходили победителями.

В настоящее время на службе находится по разным оценка от 2 до трёх тысяч единиц различных модификаций.

Т-72 и «Абрамс»: сравнение

Прежде всего оговоримся – танк является очень и очень сложным, комплексным объектом, потому сравнение является весьма непростой задачей.

Первое, что бросается в глаза – экипаж. У Т-72 это три человека, а у «американца» – 4. Далее – запас хода. У нашего танка он чуть-чуть больше, но в целом примерно одинаково. Скорость – 55-60 против 67-70 км/ч, «Абрамс» чуть-чуть быстрее.

Масса у Т-72 40-45 тонн (в зависимости от модификации и оснащения), «Абрамс» же куда тяжелее – 57-62 тонны. Это может сыграть свою роль в условиях рыхлого грунта или болотистой местности. Клиренс примерно одинаковый – 45 см против 43-48 у «Абрамса». Двигатель мощнее у M1.

Причём в два раза 1500 лошадиных сил против 780-840 у Т-72.

Вооружение. Калибр пушки Т-72 – 125 мм. У «Абрамса» чуть меньше – 120 мм. Пробивная способность – вещь очень и очень спорная, дискуссионная.

Но вот с превосходством американских прицелов не спорят даже патриоты русского оружия.

Также американцы лучше в плане электроники – система наведения, бортовые компьютеры, девайсы для связи, радары, тепловизоры, приборы ночного видения – всё это однозначно лучше у пендосов.

Броню тоже оценить сложно. Простыми цифрами миллиметров тут не обойтись. И там, и там используется многослойная комбинированная броня из разных сортов стали и керамических плит.

Совет

В целом же военные специалисты соглашаются с мнением, что в современной войне танки всё больше и больше утрачивают своё тактическое значение ввиду развития ручных противотанковых средств – управляемая ракета за 2-4 тысячи долларов с большой долей вероятности отправит в утиль танк, стоимость которого варьируется от 4 до 8 миллионов.

Но если сравнивать танки Т-72 и «Абрамс», то второй точно лучше. Логичнее было его сравнивать с Т-90, но это было некорректно ввиду того, что этих танков на вооружении России всего около 15 процентов.

Источник: https://magmens.com/tech/35517/t-72-i-abrams-sravnenie/

На Т-72 и Т-90 поставят электронные мозги от Арматы

Фото: РИА НОВОСТИ/Алексей Мальгавко

Российские основные боевые танки Т-72 и Т-90 получат новейшие электронные компоненты системы управления огнем от танка «Армата»: автомат сопровождения цели (АСЦ) и вычислительный блок (ВБ), позволяющие почти со стопроцентной точностью уничтожать вражескую боевую технику первым же выстрелом даже в условиях нулевой видимости.

АСЦ позволяет наводчику-оператору просто навести на вражеский танк прицел и нажать специальную кнопку. Автомат сопровождения будет самостоятельно следить за вражеским объектом, поворачивая вслед за его движением башню и поднимая-опуская пушку танка.

В свою очередь ВБ, анализируя различные параметры, начиная от скорости и направления движения боевой машины и заканчивая погодными условиями и состоянием ствола пушки, рассчитывает оптимальные параметры выстрела так, чтобы первым же снарядом гарантированно уничтожить цель.

— В настоящее время в Минобороны запланированы несколько вариантов масштабной модернизации танков Т-72 и Т-90.

В список перспективных компонентов, которые планируются для установки, вошли автомат сопровождения цели и вычислительный блок системы управления огнем танка Т-14 «Армата», — рассказал «Известиям» представитель военного ведомства, знакомый с ситуацией.

— После окончания испытаний танка «Армата» и его электронных систем запланированы работы по установке АСЦ и ВБ на более старые модели Т-72 и Т-90. Планируем, что на испытания модернизированные «семьдесят вторые» и «девяностые» с новыми системами мы выведем в течение 2–3 лет.

По словам собеседника издания, работу по установке новейших компонент во многом облегчает тот факт, что на всех трех танках установлена система управления огнем (СУО) «Калина», правда, разных поколений.

— На «Армате» стоит самая современная версия «Калины». На Т-72Б3 и Т-90 установлена СУО предыдущего поколения. В частности, на Т-72Б3 есть АСЦ, но с ограниченными в сравнении с «Арматой» возможностями, а на Т-90 нет и такого, — поясняет представитель Минобороны.

— Но идеология и технические решения у всех СУО во многом идентичны, поэтому технически переставить блоки от «Арматы» на Т-72 и Т-90 не так сложно. Единственная сложность — переписать математические алгоритмы, с помощью которого АСЦ сопровождает цель, а ВБ рассчитывает поправки на основании полученных данных.

Для этого необходимо провести большое количество учебных стрельб, как в движении, так и с места. Полученная информация позволит подчистить алгоритм и сделать его работоспособным.

По словам военного историка Алексея Хлопотова, использование автомата сопровождения и вычислительного блока позволяет в разы увеличить эффективность техники на поле боя, особенно в сочетании с многоканальным прицелом.

— Главное достоинство подобных комплексов — полное исключение человеческого фактора из процесса наведения, что особенно важно в стрессовых условиях боя, — говорит Хлопотов.

— Каждый выстрел по цели становится абсолютно точным и намного более быстрым по сравнению с ручным наведением. Оператору достаточно выбрать цель, а дальше АСЦ и ВБ все сделают за него за считанные доли секунды.

После этого надо просто выбрать другой вражеский танк и повторить процесс.

Впервые автомат сопровождения цели был продемонстрирован на японском танке Тип-90 в 1990 году, в дальнейшем он нашел свое место на израильском «Меркава Mk.3B Baz» и его последующих модификациях, также АСЦ устанавливается на корейский танк К-2 Black Panther.

Примечательно, что в странах НАТО АСЦ так и не нашли массового применения из-за дороговизны и сложности внедрения новых компонентов в уже существующие системы управления огнем.

Обратите внимание

На данный момент использование таких устройств предусмотрено только на перспективных танках M1А3 Abrams или Leopard 2 MBT Revolution, в то время как на уже стоящих на вооружении танках такая система до сих не устанавливается.

Источник: http://izvestia.ru/

Источник: http://tanki-tut.ru/na-t-72-i-t-90-postavyat-elektronnye-mozgi-ot-armaty/

Как превратить Т-72 в Т-90, или «тюнинг» по-белорусски

Несмотря на то, что Белоруссия, знаменитая прежде всего производством тракторов «Беларус» и автомобилей МАЗ, своих танков никогда не выпускала, на прошедшей выставке «MILEX — 2017» представила новейшую модификацию Т-72БМЭ.

Среди «наворотов» отмечается система управления «ЭССА-72У» с многоканальным тепловизионным прицелом, баллистический вычислитель, телевизионные индикаторы и прицел-дублер командира танка.

«Бонус» – российская 125-мм гладкоствольная пушка, которая установлена на танках Т-90А.

Вообще танк Т-72 «испортить» сложно – этот средний танк, считающийся основным боевым танком российской армии, стал прообразом для всех остальных версий бронетехники, как в России, так и в странах, которым он поставлялся.

Более совершенный Т-90 был создан на базе «семьдесят второго», суперсовременный «Армата» тоже унаследовал лучшие качества Т-72. Все его «наследники» в России получили серийное производство и заняли достойное место в боевом строю.

Ничуть не умаляя заслуг белорусских «оборонщиков» в лице 140-го ремонтного завода и ОАО «Пеленг», которые провели модернизацию этого танка и придали ему новый облик, танк не потерял своих основных боевых качеств.

Что же приобрел «реэкспортный» вариант белорусского танка Т-72БЭМ? Разложим по полочкам.

Во-первых, это установка на танке комплексной системы управления «ЭССА-72У», которая располагает многоканальным тепловизионным прицелом, баллистическим вычислителем, телевизионными индикаторами и прицелом-дублером командира танка, которые в совокупности обеспечивают эффективное поражение объектов противника (в том числе и танков) на максимальной дальности в любых погодных условиях днем и ночью. Комплексные датчики, установленные на танке, позволяют фиксировать такие параметры, как силу ветра, атмосферное давление, положение пушки, крен и тангаж, что позволяет снизить время наведения на цель и повысить точность стрельбы, в том числе в движении. Пушка танка позволяет ведение огня всеми типами 125-мм выстрелов, в том числе управляемыми снарядами.

Важно

На танке установлен комплект динамической защиты «Комплект-1» и защитные решетчатые экраны. Установка системы 902Б «Туча» с восемью пусковыми установками обеспечивает надежную постановку дымовой завесы, которая маскирует не только сам танк, но и подразделения прикрытия и пехоту.

На белорусский Т-72 установлен двигатель В-84МС мощностью 840 л.с., позволяющий развивать скорость движения до 70 км/ч по шоссе и 30 км/ч по бездорожью.

Связь обеспечивает цифровая УКВ радиостанция последнего поколения «Баррет-2082», позволяющая поддерживать контакт на уровне командир танка – командир полка.

Читайте также:  Армата на большой скорости

Современные установки инфракрасного или тепловизионного приборов позволяют механику-водителю уверенно вести танк в сложных погодных условиях, в том числе и ночью. Автономный дизельный источник питания обеспечивает работу всех основных электрических систем танка.

«В Белоруссии есть примерно 450 танков Т-72, которые состоят в штате четырёх мехбригад белорусской армии, а также находятся на базах хранения, – рассказывает эксперт по международной торговле оружием Александр Зимовский. – В общем, это белорусский основной боевой танк во всех смыслах.

Средний возраст белорусского Т-72 – 30 лет. Однако он не критичен при анализе состояния танкового парка, поскольку есть разница между собственно эксплуатацией, и принятием и снятием с вооружения. По пробегу ресурс Т-72 составляет 500 моточасов, после чего двигатель идёт в капремонт.

Здесь надо принимать во внимание, что белорусские танки имеют как подлежащий модернизации компонент, так и узлы, немодернизируемые в принципе.

Корпус, башню, орудие, двигатель, трансмиссию и ходовую часть Т-72 силами Беларуссии модернизировать нельзя, даже средствами 140-го танкового ремонтного завода. Остаётся совершенствовать приборы навигации, управления огнём и радиосвязи.

Здесь белорусские военные инженеры преуспели во всех отношениях. Вся электроника, включая лазерные устройства для танков, производится в Беларуси. Из новинок – установка спутникового оборудования ГЛОНАСС.­

Белорусские танкисты напряжённо тренируются, но за всю историю национальной белорусской армии больше семидесяти танков одновременно на маневры не выводилось.

Совет

Причём действия танковых подразделений носили преимущественно оборонительный характер.

Белорусские полководцы считают, что хорошо замаскированные танки, действующие на знакомой местности, могут нанести нападающим существенный ущерб. Отсюда и выбор точек и узлов модернизации белорусских Т-72».

Специалисты сразу обратили внимание, что белорусский Т-72БЭМ по уровню оснащенности активно подтягивают к уровню российского Т-90А. При этом многие компоненты, в том числе систем управления, практически полностью дублируют именно российские.

Вряд ли Белоруссия готовит таким образом все свои модернизированные танки на экспорт, хотя и не исключен вариант частичной их продажи, в том числе и тем странам, которые покупают российские аналоги. Но здесь есть принцип разумности для поддержания собственной безопасности, в которой меньшее количество танков может подорвать статус сильного государства в регионе.

Белоруссия, которая превосходит по мощности соседние Польшу и страны Балтии, вряд ли позволит себе подобное ослабление.

«Танки – не единственная сфера модернизации техники и вооружения белорусской армии, – продолжает Александр Зимовский. – Беларусь экспериментировала с самолётами МиГ-29, модернизируя, опять-таки навигационные устройства и РЛС наведения, однако эти изменения вносились по бюджетному варианту.

Периодически презентуются разработки бронированной колёсной техники, которые носят малосерийный характер и пока не рассматриваются как основа перевооружения белорусской армии. Успешным стал белорусско-китайский проект РСЗО «Полонез» под китайский боеприпас от РСЗО AR-3, есть другие разработки.

Как было сказано выше, белорусские НИОКР сосредоточены в тех сферах, которые замыкаются на созданные ещё в СССР оборонные предприятия.

Для России Белоруссия остаётся ключевым поставщиком многоколёсных шасси для различных боевых платформ, включая ракетные комплексы. Белорусские предприятия производят большое количество запасных частей и принадлежностей для всего спектра наземной боевой техники.

Разнообразные специализированные оптические приборы, средства связи и навигации. Что касается общей стратегии Беларуси в военно-технической сфере, то она основана на понимании того факта, что в мире имеется огромное количество бывшего советского оружия, которое нуждается в модернизации.

Вот эти услуги Беларусь и продвигает.

Сейчас Белоруссия входит в двадцатку крупнейших мировых экспортёров вооружений (18-я позиция). Основные покупатели – Китай (27% поставок), Вьетнам (24%) и Судан (18%). Если же говорить в денежном выражении, то Беларусь в прошлом году продала в России молока на 3,1 миллиарда долларов, а оружия во всём мире – на 1 миллиард долларов. Такие цифры».

Источник: https://tvzvezda.ru/news/opk/content/201705240800-wnr0.htm

За что министерство обороны не любит танк Т-90

Представители российской оборонной промышленности настаивают на необходимости закупок танка Т-90, генералы сомневаются. Эскалация взаимных обвинений дошла до терминов «враги государства» и «саботажники». Какая правда у каждой из сторон, разбирался корреспондент Infox.ru.

Скандальное высказывание командующего сухопутными войсками о качествах танка Т-90 подняло волну споров о будущем как российской оборонной промышленности, так и армии. Негативная оценка танка Т-90 командующим сухопутными войсками генерал-полковником Алексеем Постниковым вызвала резкие комментарии производителей отечественной техники.

Полковник Виктор Мураховский, бывший танкист, закончивший службу в Генеральном штабе ВС РФ, считает, что подобные заявления делаются если не от злого умысла, то от некомпетентности. Но послужной список Алексея Постникова, за плечами которого, например, служба в должности начальника штаба знаменитой Таманской дивизии, заставляет внимательно относиться к словам генерала.

За что критикуют российские военные новейший российский танк?

Родословная Т-90

Три «Леопарда» за Т-90Командующий сухопутными войсками Алексей Постников, выступая в Совете федерации 15 марта, сказал: «Те образцы вооружения и военной техники, которые мы получаем по номенклатуре Сухопутных войск, включая бронетехнику, ракетно-артиллерийское вооружение, пока не совсем соответствует западным образцам». В пример он привел основной боевой танк Т-90С. «Хваленый Т-90С — это семнадцатая модификация танка Т-72 по цене 118 млн. За эти деньги можно купить три «Леопарда».

Пика своего развития отечественное танкостроение достигло в середине 60-х годов ХХ века. Именно тогда на вооружение был принят Т-64, ставший основой для многочисленных модификаций и изменивший сложившиеся в военной науке представления о применении бронированной техники.

Т-64А, получивший 125-мм пушку, отправил в прошлое разделение на тяжелые, средние и легкие танки и стал первым в мире основным боевым танком. Эта машина сочетала огневую мощь, подвижность и защиту и являлась в свое время самым совершенным танком в мире.

Т-72 был создан на предприятии Уралвагонзавод путем установки на Т-64 более мощного двигателя и совершенного автомата заряжания.

С внесенными позднее изменениями в конструкцию защиты, систем наблюдения и управления огнем, Т-72 стал самым массовым танком последней четверти XX века – всего было произведено более 30 тысяч машин.

Обратите внимание

Модернизация Т-64 для установки газотурбинного двигателя привела к созданию Т-80, который дальнейшие доработки превратили в украинский Т-84 «Оплот». А глубокая модернизация Т-72 превратила его в Т-90, который теперь считается самым современным российским танком (не считая перспективных разработок, не принятых пока на вооружение).

Модернизированный лучший в мире танк 60-х годов вынужден конкурировать с машинами, разработка которых началась десятилетие спустя. Современное оборудование, установленное на потомков Т-64, не может устранить недостатки компоновки.

Директор центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов считает, что не следует отвергать западные достижения в танкостроении, необходимо их интегрировать и использовать.

«Министерство обороны должно решать задачи защиты страны, — заявляет эксперт, — надеяться на экспортные контракты в ближайшее время не приходиться, промышленность не должна ссориться с Министерством обороны».

Танк Т-90 является одним из изделий, которое отечественные предприятия стараются активно продавать на мировом рынке вооружений. В настоящее время экспортные модификации Т-90 поставляются в Индию и Алжир. Индия наладила лицензионную сборку Т-90, по условиям контракта в этой стране будет произведено более 1000 машин.

В успешном выполнении контрактных обязательств со стороны Алжира на фоне политических волнений и вызванного ими кризиса экономики эксперты сомневаются.

В Индии у Т-90 также возникли проблемы, и связаны они с лоббированием местной разработки – танка Arjun.

Индийский танк объективно не превосходит Т-90, но это местная разработка, и индийская информационная кампания, направленная на дискредитацию Т-90, набирает обороты.

На мировом рынке у Т-90 конкурентов еще больше. Ближайшими конкурентами по соотношению цена/качество являются украинский Т-84 «Оплот» и китайский VT1A (являющийся результатом доработки того же Т-72). Украинцы заявили о себе на мировом танковом рынке еще в середине 90-х годов, поставив Пакистану 320 Т-80УД.

Россия тогда отказалась сотрудничать с соседями, не производившими на тот момент танковых пушек.

Важно

Освоив производство стволов самостоятельно, украинцы выполнили пакистанский контракт, а на вырученные деньги разработали свой Т-84, который уже в прямом соперничестве с Т-90 выиграл тендер для поставки 200 танков Таиланду.

Китайцы еще не встречались с Т-90 в прямом конкурсе, но уже смогли подписать контракт с Марокко на поставку 150 машин.

Т-90 против чужих – преимущества и недостатки

Чаще всего Т-90 сравнивают с основными боевыми танками производства технологически развитых стран — M1 Абрамс (США), Леопард 2 (ФРГ), Леклерк (Франция), Челленджер 2 (Великобритания) и с серией израильских танков Меркава.

Немецкая, британская и американская машины имеют сходные компоновочные и конструкторские решения, поэтому Т-90 можно сравнивать сразу с тремя танками.

Наиболее яркими преимуществами российской машины являются меньший вес и габариты, позволяющие без труда транспортировать Т-90 на железнодорожных платформах по железнодорожным путям общего назначения; способность преодолевать более глубокие водные преграды; меньший состав экипажа из-за применяемого автомата заряжания вместо заряжающего, благодаря чему объем бронируемого пространства снижен; меньшая площадь продольного и поперечного сечения, снижающая вероятность попадания. Известным преимуществом Т-90 является также возможность запуска при помощи штатной пушки управляемых противотанковых ракет, способных поражать цели на дистанции 5 км (против 2,5 км, с которых способны открыть огонь западные конкуренты).

Недостатками Т-90 являются низкая живучесть из-за недостаточного перекрытия элементами динамической защиты и расположения баков с горючим и боекомплекта в одном объеме с экипажем; устаревшая неавтоматизированная трансмиссия, разработанная для менее мощного двигателя и меньшего веса Т-64, работающая на пределе возможностей и делающая управление танком неудобным; устаревшая и менее эффективная система управления огнем.

Проблему недостаточного перекрытия элементами динамической защиты лобовой брони башни нижнетагильским конструкторам удалось решить на экспортных Т-90С и Т-90 СУ, где отсутствуют прожекторы системы постановки оптико-электронных помех.

В российские сухопутные войска поступает танк со снятыми элементами динамической защиты, место которых заняли электронные компоненты.

Российские военные раздосадованы таким конструкторским решением, особенно на фоне примера украинского Т-84, в котором прожекторы установлены поверх блоков динамической защиты, на выносных стойках.

Совет

Отдельно стоит отметить Леклерк и танки семейства Меркава. Французские разработчики отошли от канонов западной танкостроительной школы и учли опыт наших конструкторов. Леклерк также имеет автомат заряжания, экипаж из трех человек, малую массу и высокую подвижность.

Читайте также:  100 лучших фото тигр 2

Но собственные конструкторские разработки в новых направлениях без отсутствия опыта, применение высокотехнологичных современных электронных систем сделали танк слишком дорогим и недостаточно надежным, что снизило шансы Франции на продажу танков зарубежным заказчикам.

Меркава – исключение из всех правил и отход от норм мирового танкостроения. Возглавлял разработку танка не инженер, а танкист, имевший опыт ведения боев в городских условиях. В результате получилась тяжелая, хорошо защищенная крепость, специально созданная для борьбы против городских партизан.

При этом эффективность Меркавы в бою против современной армии специалисты ставят под сомнение.

На парижской выставке в 2010 году интерес к машине проявили представители российского министерства обороны во главе с заместителем министра Владимиром Поповкиным, для которого устроили отдельную презентацию.

Министерство обороны само виновато?

Эксперты считают, что причиной, не позволяющей довести Т-90 до современных требований, является и позиция российских военных, и отношение правительства к закупке вооружений.

«Внятные и четкие задания к промышленности со стороны министерства обороны не поступают, — считает Виктор Мураховский, — утвержденная программа вооружения, рассчитанная на десять лет, предполагает финансирование в объеме 20 триллионов рублей, что в среднем оставляет два триллиона в год. В 2011 году выделено 580 миллиардов, что в 3,5 раза меньше предусмотренных программой. То есть программа уже сейчас срывается».

По словам эксперта, из предусмотренных на текущий год 580 миллиардов рублей министерством обороны заключены контракты лишь на 300, причем не все эти деньги поступили в промышленность. Заводы вынуждены брать кредиты, чтобы выплатить людям зарплату и удержать специалистов.

«Нижний Тагил – это моногород, в котором Уралвагонзавод является градообразующим предприятием, — считает депутат Госдумы от КПРФ Алексей Багаряков, — как выживать людям, если государство не будет финансировать такие предприятия? Народ на Урале суровый, может и на вилы поднять. Сердюков (министр обороны РФ. – Infox.ru) должен был уволить генерала за такие высказывания».

Известно, что Министерство обороны настаивает на финансировании глубокой модернизации старых Т-72. Разработанный комплекс мер переделки старого танка превращает его в изделие «Рогатка», доводя почти до уровня современных танков.

Обратите внимание

Тысячи Т-72, стоящих на вооружении сухопутных войск, нужно модернизировать, и российские военные предпочитают потратить деньги на апгрейд.

Представители Уралвагонзавода не отрицают необходимости доработки Т-72, однако настаивают на первоочередной необходимости финансирования закупки Т-90.

Еще одной причиной сопротивления военных подписанию контракта на закупку Т-90 является факт отсутствия в новой машине необходимых изменений.

Представители завода заявляют, что все необходимые разработки проведены, и деньги от продажи танка будут потрачены на устранение недостатков Т-90.

Но тот танк, который сейчас продается в войска, не имеет необходимых доработок, таких как гидрообъемная трансмиссия, новая система управления огнем и вынос боекомплекта в отдельные бронированные капсулы, защищающие экипаж при подрыве.

Источник: https://www.infox.ru/news/91/science/technology/67883-za-cto-ministerstvo-oborony-ne-lubit-tank-t-90

Т-72Б3 2016 года выглядит убого по сравнению с «Белым орлом» и Т-90С Ирака

Российские танковые войска уже который год не могут выбраться из того провала, в котором они оказались в конце нулевых.

Напомним, что тогда продолжалось производство в целом неплохого танка Т-90А, были разработаны очень интересные варианты модернизации различных моделей Т-80, в том числе с комплексом активной защиты «Арена», успешно прошел испытания Т-72Б2 «Рогатка».

Важно

И, самое главное, готовилась к серийному производству машина нового поколения — Объект 195. Он был также известен как Т-95, «Царь-танк» и «Абрамскапут».

Однако с приходом в Министерство обороны очередных новых реформаторов производство Т-90А для Российской армии свернули в 2011 году. По некоторым данным, его сочли слишком дорогим и недостаточно современным.

Было решено полностью отказаться от Т-80БВ. В результате, как рассказывали очевидцы, из частей изымали прошедшие капитальный ремонт и частичную модернизацию «восьмидесятки» с двигателем в 1250 л.с. и вместо них с баз хранения пригоняли старые Т-72Б1, которые соответствовали уровню 1985 года и не могли применять управляемое ракетное вооружение.

По словам офицеров-танкистов, если ранее на совместных с китайцами учениях «реактивные танки» вызывали неподдельный интерес и восхищение у коллег из Поднебесной, то с появлением Т-72 они стали лишь снисходительно улыбаться. Все понимали, что непонятно почему и откуда появившиеся старые танки существенно уступают их Тип 96А и Тип 99.

Не подошел, опять же из-за высокой цены, и Т-72М2 «Рогатка». Но, самое печальное, был пущен под нож перспективный Объект 195. А в нем, к слову, экипаж танка находился в специальной сильнозащищенный титановой капсуле.

Машина имела комплекс активной защиты, сбивавший противотанковые средства, мощную 152-мм пушку и 30-мм орудие со спаренным пулеметом, уникальный многоканальный прицел с радиолокатором и 1500-сильный дизельный двигатель.

Танк должен был быть интегрирован в автоматизированную систему управления войсками. Еще лет 15 он мог превосходить все, что есть в мире.

Но и его также сочли чрезмерно дорогим, а чтобы как-то оправдаться, говорили, что для него просто нет противников, что он — порождение холодной войны и не вписывается в современную военную доктрину.

Чуть позже был отвергнут и предложенный Т-90МС, не понравилось, что двигатель и трансмиссия на нем не были выполнены в виде моноблока.

Совет

В то время много говорили о ценности жизни военнослужащих, дескать, старая советская компоновка с расположением боеприпасов в боевом отделении очень опасна. Поэтому было решено начать разработку «Арматы», которая первоначально рассматривалась как более дешевая версия Объекта 195.

По некоторым данным, до 2015 года вообще не предусматривалась закупка танков для армии. Однако позже было принято решение все же начать модернизировать Т-72 до уровня Б3. Однако появление машины многих тогда разочаровало. Создавалось впечатление, что на танке экономили, удаляя необходимые, но дорогие элементы.

Например, если на Т-90А и Т-72Б2 «Рогатка» были 1000-сильные двигатели, то здесь оставили мотор в 840 л.с. Устаревшую динамическую защиту «Контакт-5» не заменили на современный «Реликт». Вызывало недоумение, что место на башне, где находился инфракрасный прожектор, не удосужились прикрыть динамической защитой.

Ее установили позже, хотя машины первых выпусков до сих пор служат с такой проплешиной в защите. На критику Т-72Б3 эксперты отвечали просто, это временная машина, уже скоро в войска пойдет танк нового поколения — целых 2300 штук на базе тяжелой унифицированной платформы.

Поэтому не стоит обращать внимание на некоторую «убогость» «бэ третьего». 

В это время «Армата» дебютировала на юбилейном военном Параде 2015 года. В Российской и зарубежной прессе появились, наверное, тысячи материалов об уникальной машине, которая должна спасать жизни своим экипажам. Все начали ждать серийного производства, а оно все откладывалось и откладывалось.

В это время в войска стали поступать уже модернизированные Т-72Б3, на которые установили 1130 л.с. двигатели, доработали защиту бортов и кормы.

Хотя, по мнению специалистов, и эта версия все равно уступала поставляемым на экспорт танкам. Например, опять сэкономили на прицеле командира и дистанционном управлении крупнокалиберного башенного пулемета.

Опять танкисты придется вылезать из-под брони и подставляться под пули.

В то же время поставляемые в Никарагуа Т-72, прозванные «Белыми Орлами», имеют современный дистанционно управляемый пулеметный модуль и панорамный прицел. О таких новшествах нашим танкистам приходится только мечтать, как о кондиционерах и других новинках, примененных на иракских Т-90С, которые с этого года поставляются в эту страну.

Обратите внимание

Что касается «Арматы», то, похоже, этот супертанк повторяет судьбу своего старшего брата – он такой же уникальный, но на него снова нет денег. 

Источник: http://gurkhan.blogspot.com/2018/08/723-2016-90.html

Танк Т-90 никогда не был Т-72БУ

История отечественного танкостроения с конца 80-х годов изобилует белыми пятнами и различными мифами. Например, один из таких мифов: из издания в издание кочует информация, что первоначально не было никакого Т-90, а был, якобы, Т-72БУ.  

Критики российского танкостроения любят акцентировать внимание на этом, дескать, и название не благозвучное, чуть ли не «бывший в употреблении», по их мнению, это должно подчеркнуть ущербность отечественных разработок, да и сам не достоин того, чтобы носить обозначение «танк девяностых».

 

В самом деле, был такой танк — Т-72Б «усовершенствованный». На этом танке была установлена новая по тем временам гладкоствольная пушка повышенной баллистики 2А66 (Д-91Т), с характерным дульным тормозом.

Данное орудие отличалось от своих предшественников значительно более совершенными характеристиками. Для него была разработана новая номенклатура боеприпасов и управляемая ракета.

Данная пушка должна была устанавливаться также на модернизированные танки Т-64 и Т-80.

На усовершенствованном Т-72Б устанавливался прицельный комплекс 1А40-1, баллистический вычислитель которого учитывал различные параметры. Кроме дальности, еще, например, скорость перемещения цели, изменение дальности из-за собственного хода танка, баллистику снаряда, температуру и давление воздуха, температура заряда, износ канала ствола.

Но, как и Т-72Б, эта модификация обладала посредственными для конца 80-х годов характеристиками возможности обнаружения и поражения цели в ночных условиях.

Важно

Например, при пассивной (без подсветки инфракрасного осветителя) работе ночного прицела, дальность обнаружения цели была всего 500 метров. При подсветке — 1200 м.

Стоит отметить, что имеющиеся в то время тепловизоры могли идентифицировать цели на дальности не менее 3000 м.

Еще одним новшеством данной модели было наличие комплекса оптико-электронного противодействия «Штора», который должен был создавать помехи высокоточному оружию и лазерным дальномерам бронетехники.

По данным историка отечественного танкостроения Алексея Хлопотова, в 90-е годы предусматривалась также установка моторно-трансмиссионного отделения с новым дизельным двигателем мощностью 1200 л.с.

Как видим, Т-72Б усовершенствованный не был похож на Т-90 образца 1992 года, на котором после распада Советского Союза появилась довольно-таки неплохая для того времени система управления огнем. Правда, из-за финансовых и некоторых технических проблем отечественные тепловизоры «Агава-2» были установлены на танки в мизерных количествах.

Не удалось наладить также производство новых пушек и двигателей. Поэтому первоначально на машине, получившей, кстати, без всякого вмешательства Бориса Ельцина обозначение Т-90, стоял старый 840-сильный дизель и вариант орудия 2А46М.

Таких Т-90 образца 1992 года было выпущено всего около 120 штук. И в настоящее время они используются как учебные и находятся на хранении.

Источник: admin
01.11.2013 00:00

Версия для печати

Источник: https://vestnik-rm.ru/news/oborona-i-bezopasnost/tank-t-90-nikogda-ne-byl-t-72bu

Ссылка на основную публикацию